ПОЧЕМУ НАПАДАЮТ "БОЙЦОВЫЕ СОБАКИ"? Автор - Олеся Борисенко. Сегодня словосочетание "бойцовые собаки" и "бойцовые породы" является модным. Новостные порталы и сюжеты ТВ сообщают о нападении "бойцовых собак". Люди запуганы настолько, что при виде стаффордшира, бультерьера или пит-буля, мирно идущего рядом с хозяином, спешат уйти с дороги, забрать своих детей, собак, да еще и крикнуть Вам в след: "Понаразвели тут монстров! Когда-нибудь эта собака Вас сожрет!!!" Да, у этого словосочетания "черная слава", ведь связано оно в умах людей с кровавыми историями, такими как "пит растерзал хозяйку" или "стаффоршир напал на маленького ребенка", или "бультерьер откусил голову своему хозяину".
Идентификация. Кого называют бойцовой собакой?
Человеку просто жизненно необходимо как-то назвать предмет или феномен, с которым он сталкивается. А если данное столкновение произошло впервые, то название будет дано исходя из имеющегося опыта или по аналогии с уже знакомыми предметами. Итак. Почему же бойцовые?
Для начала вспомним, что в ДОСААФовской системе координат, привычной русскому собаководу, присутствовало только три группы - служебные, охотничьи и декоративные собаки. Появившиеся в 90-х годах на обломках СССР були, стаффорды и питы никак не вписывались в имеющуюся схему. Было необходимо нечто другое. Что же? Вспоминая выплеск адреналина свободы и вседозволенности данного периода несложно догадаться, куда была направлена энергия данных пород (да и не только их). Конечно, БОИ! В 90-е годы так модно было ходить в малиновом пиджаке с золотой цепью, с кровожадным монстром на поводке, который "всех порвет". А лучшее доказательство этого всемогущества - арена. Что ж, старушка Англия пережила этот период еще в 30х годах 19 столетия. Мы же до сих пор не пережили. На ринге бойцовой славы лилась кровь ротвейлеров, овчарок, азиатов.. и конечно же небольших, но проворных терьеров буль типа. С тех пор, воспитанная на газетных статьях публика стойко и безоговорочно стала воспринимать небольшую мускулистую гладкошерстную собаку как «бойцовую».
Второй непременный атрибут «бойцовой собаки» – это агрессивность. Большинство уверено, что такая собака очень опасна и нападает на всех подряд. Исходя из этого, любое нападение собаки на животное или человека становится аргументом в пользу того, что это был непременно «бойцовый пес». Этот атрибут достаточно успешно эксплуатируется средствами массовой информации, которые, публикуя новостные сводки о покусах, непременно вставляют в качестве иллюстрации фото пит-бультерьера или стаффордширского терьера (замечу, не фото собаки-участника драмы, так как его часто просто нет в наличии, а любое понравившееся изображение из интернета).
Таким образом, нападения домашних собак на людей и животных действительно имеют место. Вот только породная принадлежность собак-агрессоров откровенно искажается. Иногда по незнанию (не каждый кинолог сможет на глаз определить породу собаки, что уж говорить о людях, не имеющих отношения к собаководству), иногда сознательно (для медийного издания выгоднее написать в статье, что напала «собака бойцовой породы», нежели просто писать о рядовых покусах граждан четвероногими питомцами).
Вот и получается, что «бойцовые собаки» у нас все «на одно лицо», и именно поэтому чаще всего именно они становятся героями кровавых сенсаций.
Собаки-убийцы и ген агрессии.
Собаки нападают на животных и людей. Это факт. Но почему это происходит? И каждое ли нападение собаки можно считать попыткой убийства «жертвы»?
Когда пишут о том, что пит-бультерьер или стаффорд напали на человека, вспоминают о том, что собаки эти были выведены для убийства, и именно это делает их оружием, которое часто стреляет без предупреждения. Якобы в собаке просыпается «ген агрессии», который в один миг меняет ее естество с милого домашнего любимца на живую машину для убийства. А в совокупности с мощными челюстями, которые невозможно разжать, это оружие может стать не просто опасным, но даже смертельным для человека. Так ли это на самом деле?
Американские ученые провели исследование, в котором они изучили множество представителей американских пит-бультерьеров на предмет легендарных заклинивающихся челюстей и необычно мощной силы укуса. Результаты этих исследований для многих были ошеломляющими. Питбуль по своей физиологии ничем не отличается от других собак. У него нет каких-либо секретных механизмов, позволяющих не разжимать челюсти, а сила укусаi зависит скорее от индивидуального строения черепа, темперамента конкретной собаки и ее опыта, а не от породыii.
Так существует ли «ген агрессии»?
Начнем с того, что о собачьей агрессии написаны тома литературы. О ее сути и классификации форм спорит множество ученых. Имея на руках данные исследований физиологии и поведения собак, ученые до сих пор не могут дать единого определения данному феномену.
Что является общим, так это то, что немотивированной агрессии не бывает. Агрессивное поведение животного всегда чем-то спровоцировано. Одна из распространенных классификаций делит агрессию на формы в зависимости от характерных стимулов или ситуации:
материнская (защита подстилки, игрушек, щенков от людей и других собак);
игровая (неадекватное игровое поведение);
агрессия, обусловленная страхом или болью;
территориальная (защита определенной территории);
защитная (защита хозяев от людей или собак);
внутривидовая (направлена на особей своего вида);
переадресованная (при препятствии достижения желаемого);
агрессия, связанная с пищей (охрана пищи);
собственническая (охрана игрушек и других предметов);
агрессия, связанная с доминированием (направлена на человека);
охотничье поведение;
идиопатическая агрессия.
Агрессия, которая проявляется вследствие физического заболевания, имеет в качестве причины само заболевание. Во всех остальных случаях за фразой «немотивированная агрессия» или «собака напала ни с того - ни с сего» кроется банальное неумение человека адекватно воспринимать сигналы собаки и ее поведение в целом. Более того, случается и так, что мотивы агрессивного поведения собак могут сознательно утаиваться. В нашумевшем случае, когда три бульмастифа в Словении загрызли своего хозяина, осмотр собак показал, что владелец неоднократно насиловал своих животных.iii В случае, когда в Саратове стаффордширский терьер напал на своего 72-летнего хозяина, владелец собаки и его жена уже неделю были в состоянии сильного алкогольного опьянения. Думаю, даже далеким от кинологии людям не нужно объяснять, что в такой ситуации собака содержалась в ужасных условиях, без еды и прогулок и, вполне вероятно, защищалась от навязчивых нападок пьяных владельцев.
Еще один аргумент сторонников теории «бойцовых собак» - эти собаки выводились для убийства. Поэтому жажда крови является частью их природы. Начнем с того, что для убийства выводилось очень большое количество пород. Любая охотничья или травильная собака, идущая на прямую схватку со зверем, жаждет его крови. При этом, замечу, зверь очень часто превосходит собаку и по размеру, и по весу, а значит собака должна быть смелой, ловкой и необычайно злобной к зверю.
Несколько примеров. Бульдог. Само название свидетельствует о происхождении породы – травле собаками быка, который может весить, к слову, до полутора тонн. Немецкий ягдтерьер. Собака ростом 35 см, весом в 7-10 кг. Используется в охоте на кабана (который может весить 80-100 кг, а то и больше). Такса работает по барсуку и лисе. Взрослый барсук весит 25-30 кг, такса 6-12 кг. С лайками ходят охотиться на медведя, вес которого может достигать 640 кг. А маленькие терьеры-крысоловы (кстати, предки ныне модных йоркширских и той-терьеров)? В английских городах устраивались специальные зрелища, где полчища крыс выпускали в клетку, а маленький отважный песик под грохот аплодисментов душил в ней грызунов. В 1827 году терьер Билли задушил 100 крыс за 12 минут. В 1862 терьер по кличке Джеко уничтожил за день более 1000 крыс, при этом с последней партией из 100 крыс он расправился за 5 минут 28 секунд. Вы представляете, какая должна быть у собаки жажда крови и убийства, чтобы так работать? Если провести аналогию с питбультерьером, окажется, что он еще и не самая яростная собака, так как даже питбули, участвовавшие в боях, всегда боролись с противником одного с ними веса. А стаффорд вообще появился как экстерьерная линия пит-бультерьера, в разведении которой принципиально не использовали отбор по рабочим (в т.ч. бойцовым) качествам.
Многочисленные научные исследования генетических особенностей собак разных пород показывают, что никаких оснований считать опасной (агрессивной) ту или иную породу нет. iv Порода (в т.ч. порода собаки) — это совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся: определенными наследственными особенностями; наследственно закрепленной продуктивностью; внешним видом. Таким образом, ни одна из пород собак не появилась случайно и не развивается хаотично. В основе ее существования находится деятельность человека. И именно от его грамотности и профессиональности зависит то, что в итоге получается. Создание социально-опасных пород собак - противоестественное по своей сути явление, ибо ни один создатель не будет сознательно создавать монстра, который уничтожит его самого. Если же на повестке дня мы все-таки имеем социально-опасное творение человека, то сама формулировка проблемы возвращает нас к истоку - в обществе процветает безответственное, непрофессиональное, халатное разведение и содержание собак, которое осуществляется человеком.
С учетом того, что большинство животных, которые стали участниками кровавых трагедий в нашей стране, куплены на Птичьем рынке, об ответственности заводчика за производимое его собаками в ходе селекции поголовье, говорить не приходится. Собаки, продаваемые на рынках в качестве питбулей или амстаффов случайными людьми, являются продуктом хаотичных скрещиваний, не имеют проверенных документов, а значит, не могут считаться представителями породы как таковой. Внешняя схожесть – еще не критерий породности собаки. Похожая на овчарку собака – еще не овчарка. Похожий на питбуля пес – еще не питбуль.
А если при этом собака еще и не воспитана, не обладает навыками послушания, не имеет контакта с хозяином, а также требуемого ей по физическому состоянию рациона, прогулок и физических нагрузок, да к тому же гуляет сама по себе, от нее можно ожидать чего угодно.
Выводы.
А был ли мальчик? Большинство собак, совершивших нападение на человека, не могут быть идентифицированы как собаки определенной породы. Есть 25 пород, похожих на питбуля, не говоря уже о метисах. Участники инцидента или сотрудники милиции определяют «бойцовость» собаки на глаз, не имея на то ни образования, ни компетенции. Небольшая гладкошерстная с купированными ушами - значит питбуль или стаффорд. Побольше – мастиф. Лохматая - овчарка. Или беспородная. Именно на таких определениях у нас основывается статистика покусов, подаваемая средствами массовой информации. Так что назвать ее объективной не представляется возможным.
Фальсификации средств массовой информации. СМИ активно нагнетают истерию, используя в своих статьях определения, состряпанные на скорую руку, а также фотографии собак, не имеющих отношения к инциденту. В итоге, даже если порода нападавшей собаки не установлена, в новости красуется изображение питбуля или стаффорда и рейтинговое словосочетание «бойцовая собака напала».
Породистые и беспородные. На людей нападают собаки многих пород, правда, это не всегда с таким же усердием освещается в СМИ. Покусы собаками, которых невозможно причислить к «бойцовым» у нас, например, вообще остаются без внимания. А между тем, во Франции лабрадор съел пол-лица своей хозяйки, в Израиле собака породы лабрадор чуть не убила 4хлетнего мальчика, бросившись ему в лицо и шею. В Латвии такса напала на 13-летнюю девочку, прокусив обувь и задев пальцы девочки. Думаю, такие истории можно найти и у нас в стране. Но ведь про лабрадора читать не так интересно, как про питбуля. Имидж не тот.
Предыстория трагедии. В России собаки, нападающие на людей, в момент трагедии обычно:
находятся на улице без поводка и намордника (а то и без хозяина),
выгуливаются хозяином в нетрезвом виде,
содержатся в семье алкоголиков или наркоманов (со всеми вытекающими последствиями),
подвергаются издевательствам со стороны хозяина,
могут иметь «послужной список» нападений, который до этого оставался без внимания правоохранительных органов даже при наличии жалоб.
Таким образом, трагедия становится логичным исходом безответственного владения, содержания и выгула данной конкретной собаки, а неискушенному читателю она преподносится как что-то, что случилось впервые, «на ровном месте» и обусловлено только генетическими задатками самой собаки.
Некоторые страны пошли по пути запрета или ограничения определенных пород собак. Но даже они уже столкнулись с тем, что данное законодательство не работает. Собаки продолжают нападать. Взрослые люди и дети погибают от зубов домашних питомцев. Показательным является пример Италии. Начав со списка в 92 породы, сократив его до 17, законодатели в итоге отказались от породных ограничений. Зоопсихологи, исследователи поведения собак, дрессировщики, да и сама жизнь, все чаще убеждают, что опасность собаки исходит не от породы, а от действий ее владельца.